Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 12"

г.Курск, ул.Институтская, 44а

Воспитатели

 

 

"Развивающая предметно-пространственная среда в группе".

Из опыта работы

воспитателя группы компенсирующей направленности

Нуриевой Светланы Алексеевны.

   Все уголки предметно - пространственной среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва: Мозаика – Синтез, 2010).

   Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.

   Создавая предметно-пространственную среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

  Предметно-пространственная среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

  Очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

  Одна из задач воспитателя — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности в нашей группе  сделано руками воспитателей.

  Мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми уголками нашей группы для детей 5-6 лет.Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.Все групповое пространство распределено на уголки, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Уголок природы

h5r NN48wDE  uTSmcS7x AA

    Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.

 

Уголок безопасности

1-u2FEeesmM  ARIUo59nUUE

 

Книжный уголок

T-IkpaRE4IM

 

   В книжном уголке — познавательная литература, дидактический материал по патриотическому воспитанию, детские  книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

   Развитие активной речи является одной из основных задач образовательной деятельности, поэтому в книжном уголке  подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

 

                                                                  Уголок двигательной активности

7d sTa 792U  oJM6IdD5h1o  Z4gRAZmW8N4

 

   Удовлетворение потребности детей в движении является важной задачей при организации предметно-пространственной среды. Большое пространство в группе занимает зона двигательной активности, в которой имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи,  мешочки набитые песком,  разноцветные флажки, ленточки и др. Мы изготовили и успешно используем нетрадиционное оборудование: «дорожку здоровья», массажные коврики, «копытца», лыжи, атрибуты для дыхательной гимнастики, атрибуты для проведения подвижных игр.

   Основной вид деятельности детей — игровой. Игровые уголки расположены в спальне: «Жилая комната», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Космос», «Театральный уголок», «Уголок для мальчиков». Здесь собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, а затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием, сделанным своими руками из бросового материала. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

 

Игровой уголок «Космос»

EnrIF57rw0k

 

Игровой уголок "Больница"

 CMAFzpEmo 4

 

Игоровой уголок "Парикмахерская"

qi 2Tk37s4I 

 

Театральный уголок

VJBBRnEASGU   zO8KYUPf8k

 

Игровой уголок "Магазин"

zjgppJG2nII

 

Игровой уголок «Жилая комната»

jjTAnLT5eRo  UmGTzHI2FbA

 

                                                           Игровой уголок для мальчиков

 

hJbXQrNuPww  jalZjkpQyFI

 

   Целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

    Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

 

 

 

Консультация для педагогов и родителей.

«Гендерное   воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях»

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 12» г. Курска.

Сергеева Светлана Вячеславовна

 

  Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Правильное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и  поможет  проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, выработанной веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребёнка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребне, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиции пеленания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков в рубашку матери. Учёные считают, что это связано с программированием будущего ребёнка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе всё то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своём избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской- стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чём могли мечтать родители при рождении своего ребёнка.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей -  старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что уже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

Баю, баю девушку,

На полянке жнеюшку,

На лугу грабеюшку,

У стола стряпеюшку,

У окошка швеюшку.

***

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду.

***

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка, не гуди,

Мою Свету не буди.

Ты тянись, тянись, мой лен,

Ты сойди на Свету, сон.

Баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

***

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щелкает Орешки.

Ты, Ваня, не проси,

Иди сам и натряси.

***

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке – платок,

Посередочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

Да по белым рукавицам.

***

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты подай, слуга, карету,

А я сяду и поеду.

Ты, слуга, подай метлу,

Я в карете подмету.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребёнка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать,

а мальчика - отец.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые, отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылалась мать. Всю ответственность за воспитание мальчиков брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди и старшие братья.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое  соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывали в первую очередь ей.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла её конкретным содержанием и следила за её реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребёнком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребёнка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки. Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли в равной степени подчиняться воле всех.Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом - образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что являлось важным средством «социализации»ребёнка, приучения его к соблюдению этических норм, правил.

  В то же время, как показывают исследования Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой, традиции детской игры с правилами постепенно утрачивают свои позиции целостного воспитания дошкольников в силу исчезновения коллективного носителя игры - разновозрастной детской группы. Данный факт не может не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья детей решались и решаются в органическом единстве.

Практически у каждого народа населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству. Безусловно, не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались дети. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы детей с учётом их гендерных особенностей. Всему своё время и место. Но мы должны признать, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шёл в сторону равенства и гуманизма. До сих пор остаются актуальными слова К.Д.Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времён и поколений, заставляет современных учёных и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоёв населения. В книге «Воспитание ребёнка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности - мы не устаём твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром гласит пословица: «Семьёй мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жёстко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией.

Вместе с тем, становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остаётся за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"