Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 12"

г.Курск, ул.Институтская, 44а

Педагоги дополнительного образования

 

 

Из опыта работы

педагога дополнительного образования по основам православной культуры З.В. Ясинской.

 

Один старец сказал: «Сейчас такое время, что учить не нужно. Нужно показывать».

А в особенности это нужно помнить в работе с нецерковными детьми.

Каким же образом это делать, чтобы не испугать, не отвратить их от православия?

 

Как нам представляется, детский сад, школа должны предоставить детям насколько возможно более положительную и духовную систему жизненных ценностей, достижений, точек приложения талантов. И мало того, чтобы эти ценности были положительными и духовными. Необходимо, чтобы они одновременно с этим были социально значимыми, то есть признавались другими. Для детей, и особенно подростков, это исключительно важно. В наше время подобная мотивация к приобщению к православию становится главенствующей , и мы не должны пренебрегать ею. Раскрыть свои возможности, быть нужными другим, получить поощрение — это очень важно для ребенка сейчас. Православное образование просто обязано строиться на такой деятельности, которая позволяет воспитанникам ощущать нужность и важность своих занятий даже в среде людей неверующих. Понимание этого дало новое направление нашей работе по обучению детей основам православной культуры.

Итак, мы решили начать с театрализованной деятельности, так любимой детьми.

 

И одним из шагов на этом пути стало приглашение в наш детский сад воспитанников воскресной школы при храме мцц «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии».

Не секрет, что воскресные школы подчас представляют собой некую оторванную от жизни структуру на 10–15 наиболее стойких в церковном отношении семей. Именно поэтому для нас было особенно ценной готовность руководителей этой воскресной школы приехать к нам и поздравить ребят с Рождеством Христовым.

В гости к нашим детям приехали и их ровесники, и дети значительно старше, подготовившие чудесный спектакль «Щелкунчик». Воспитанники детского сада всегда с восторгом смотрят представления, а это было особенным — выступали дети! Их игра была безыскусной, они рассказывали о Христе на понятном и близком малышам языке. Гости привезли с собой Рождественский вертеп, выполненный своими руками. Так , в теплой, почти домашней обстановке , среди других незнакомых, но очень дружелюбных ребят, наши дети увеличили свои знания о празднике Рождества. Руководители воскресной школы предложили приехать к нам снова, несмотря на нехватку времени и трудности поездки.

 

Думается, что именно в этом широком миссионерском видении воспитательной работы кроется единственный и до сих пор слабо использованный православными шанс сберечь себя и своих детей, не потерять безвозвратно еще одно молодое поколение.

 

Консультация

педагога дополнительного образования по изодеятельности Растворовой О.В. для родителей и педагогов

«Нетрадиционные техники рисования»

Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.

А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам. Альтернативное рисование – отличное средство от стресса и усталости. Оживите свои будни – порисуйте вместе с детьми!

Печать листьев

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листьями:

•Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.

•Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.

•Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх  постепенно отклеить его с альбомного листа.

•Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.

•Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Пример рисования методом тычка «Веточка черемухи»:

•Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких  боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

•От коротких веточек  по бокам зеленым цветом  нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.

•Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем  желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.

•Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.

•Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.

Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Пример техники кляксографии:

•Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.

•Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.

•Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

•Раскрыть лист и посмотреть, что получилось

•Проделать ту же самую операцию  с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.

•Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

Раздувание краски

Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Пример рисунка в технике раздувания краски:

•Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.

•Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.

•Помещаем в цент капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.

•Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.

•В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко. Можно дорисовать солнышко и облака.

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Пример рисунка в технике монотипия:

•Берем голубой  лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать  гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.

•Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.

•Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.

•Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

Фотокопия – рисование свечой

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор»

•Придумать эскиз будущего узора.

        •Выполнить рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.

        • Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

Пример рисунка «Праздничный салют над городом»

•В нижней части рисунка нарисовать восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасить их. Хорошо нажимайте на восковый мелок, чтобы след был четким и ярким.

•На оставшейся части листа нарисовать разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д.  На концах лучей нарисовать огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.

•Покрыть готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей).

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.             

Пример витража:

•Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края.

•Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».

•Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.

•Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.

Ожившие предметы

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

Пример рисования:

Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили.  При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"