Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 12"

г.Курск, ул.Институтская, 44а

Учителя-логопеды

 

 

 

Манохина Татьяна Гавриловна,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО  РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ  5-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции ребёнка: чем более точными и сложными становятся движения пальцев, тем более сложными речевыми реакциями овладевает ребёнок - звук, слово, фраза. У большинства детей с нарушениями речи мелкая моторика развита слабо. У них отмечается несформированность двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти и всех сторон речи. Поэтому проблема развития мелкой моторики является актуальной, что подтверждают  труды  известных  педагогов (Большаковой С.Е., Иншаковой О.Б., Логиновой О.О.Ткаченко Т.А.), а также исследования педагогов-практиков на экспериментальных площадках г.Курска  и диагностика  нашего дошкольного образовательного учреждения.     Целью нашей работы стала разработка коррекционно-развивающего комплекса упражнений по развитию мелкой моторики.  Состоит он  из большого количества разработанных мною упражнений и дополнен рядом известных упражнений, которые мы не копируем, а используем с изменениями и дополнениями. Отличается насыщенностью игровых упражнений  без предметов и с предметами (показать предметы для упражнений). Отмечу, что по каждому виду упражнений разработана чёткая последовательность действий с усложнением движений и постепенным включением речевого сопровождения.

Комплекс пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой  моторики.

    Упражнение "Игра с листом бумаги" (этому упражнению предшествует кропотливая систематическая работа по усвоению детьми пальцевых движений: захвата, комкования, разглаживания,  двумя руками и по одной).

Лист бумаги я возьму   (берут лист)

С ним играть сейчас начну:  (вращают лист с помощью большого, указательного и среднего пальцев)

Положу его легонько,  ( кладут лист на пол или на стол)

Подкрадусь к нему тихонько... (медленно шагают указательный и средний пальцы правой руки  к углу листа)

Цап! Начинаю его мять! (захват рукой

1,2,3,4,5!  ( сминание всего листа)

Больше нечего сминать!  ( разжать все пальцы)

Полюбуйтесь на меня,

Очень смятый  я, друзья.  ( проговаривают, рассматривая смятый лист)

Мы тебя развернём  и опять играть начнём!  (разворачивают лист, разглаживают)

После того, как  выполнят  тоже левой рукой, говорятся слова:

Мы тебя развернём, на полоски рвать начнём  (рвут на тонкие полоски  часть листа правой рукой, а часть левой рукой)

 

Упражнения, которые позволяют изменять темп движений и речевого сопровождения:

   Упражнение  " В лесу"

Вот идёт-бредёт медведь (указательные и средние  пальцы"шагают" по столу, туловищу или по полу  вперёд)

Хочет мёда он поесть.  (указательные и средние  пальцы"шагают" по столу, туловищу или по полу назад)

Рядом заинька косой ушки греет под сосной.  ( руки согнуты в локтях, указательный и средний палец направлены вверх, большой удерживает средний и мизинец; двигать указательным и средним пальцами вниз-вверх  на каждое слово)

Серый волк зубами - щёлк. (2 хлопка с сомкнутыми запястьями вправо, 2 хлопка влево)

Ёж катился невзначай,

Хочешь - снова начинай  (ладони перед собой, пальцы одной руки располагаются между пальцами другой руки и синхронно опускаются вниз и поднимаются вверх)

     При повторении ускоряется темп движений (сначала медленно, затем в среднем темпе и быстро) и речи. При следующем усложнении изменяется модуляция голоса ( сначала шёпотом, затем спокойно, потом громко).

   Упражнение "Вежливость"

Я здороваться люблю   ( двумя руками показать на себя при произнесении первого слова, при произнесении 2-3 слов  имитация рукопожатия)

Дома  и на улице,

Даже "здравствуй" говорю

Я соседской курице (перед собой поочерёдно здороваются подушечки одноимённых пальцев, начиная с больших)

      Выполняется: медленно, умеренно, быстро. Слова произносятся: шёпотом, спокойно, громко.

 

   Упражнение "Смешные мыши"

1-й вариант

1,2,3,4 , жили мыши на квартире, (руки вытянуты вперёд: 4 хлопка,4 раза сжимать пальцы в кулак и разжимать)

Чай пили, (руки вытянуты, ладони соединены, пальцы в форме "чашечки")

Чашки били, (резко разъединить и  перевернуть ладони вниз)

По-турецки говорили: (руки согнуты в локтях и скрещены, выполнять волнообразные движения).

Чаби-чиляби,чиляби-чаби-чаби (на каждое слово пальцы каждой руки   поочерёдно соприкасаются с большим пальцем).

     Выполняется: медленно, умеренно, быстро. Слова произносятся: шёпотом, спокойно, громко.

2-й вариант

По- смешному говорили:

Энэ,бэнэ,рэс.

Квинтер,финтер,жэс.

Энэ,бэнэ,ряба.

Квинтер,финтер,жаба! ( движения  повторяются)

     Выполняется: медленно, умеренно, быстро. Слова произносятся: шёпотом, спокойно, громко.

     Упражнение для расслабления и напряжения пальцевых мышц

 "Осень в лесу"

Меж еловых мягких лап ( руки вытянуты вперёд, пальцы напряжены и то раскрываются веером, то  закрываются)

Дождик: кап-кап-кап! ( расслабленными пальцами изображать капель по любой поверхности - стол, пол, туловище)

Где сучок давно засох, ( руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты друг к другу, пальцы разведены и напряжены)

Вырос мох, мох, мох. (руки согнуты в локтях, пальцы расслаблены и, то сворачиваются в кулак, то  разворачиваются)

Где к листку листок прилип, (руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты друг к другу, пальцы  округлены и напряжены, одноимённые пальцы соприкасаются друг с другом)

Вырос гриб, гриб, гриб. (руки согнуты в локтях, соединены вместе, пальцы расслаблены и сжаты в кулак)

Кто нашёл его, друзья? (руки согнуты в локтях, пальцы расслаблены, указательные подняты вверх, а остальные закрыты в кулак)

Это я, я, я! (руки согнуты в локтях, пальцы расслаблены, мизинцы подняты вверх, а остальные закрыты в кулак).

   Упражнение с палочками  "Буратино"

Буратино - длинный нос  (одна палочка приставлена к носу, другой по ней стучать на каждое слово)

Задаёт один вопрос: (стучать основаниями палочек при их горизонтальном положении)

Громко кто кричит: Ку-ку! (стучать палочкой о палочку то справа, то слева)

 Кто пасётся На лугу? (стучать поочерёдно правой и левой палочкой по полу)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек  перед собой)

Знаю, это - Бармалей! (стучать  палочками в горизонтальном положении по полу).

 

   Упражнение  с палочками "Прогулка"

Очень я люблю гулять ( "шагать" палочками перед собой  на полу )

И на велике гонять (вращать палочками перед собой)

А ещё играть в футбол (стучать поочерёдно палочками по полу)

Забивать в ворота гол! ( стучать шляпками палочек перед собой)

Только бабушка зовёт ( стучать одновременно  основаниями палочек по полу при их вертикальном положении)

Есть котлету и компот (ударять палочками  при их вертикальном соприкосновении)

Вот бы взрослым сразу стать (стучать палочками друг об друга при их скрещивании)

Чтоб весь день гулять! ("шагать" палочками перед собой  на полу).

 

    Упражнение с крупными шариком  "Нероняйка"

Крупный шарик я возьму (взять шарик большим и указательным пальцами)

Потрясу его немножко ( потрясти шарик, спрятанный между ладонями)

Покатаю по ладошке ( катать по ладони)

И по пальчикам немножко ( прокатывать  по пальцам вперёд-назад)

После быстро надо взять (схватить шарик  большим и указательным пальцами)

 А потом забрать, забрать, забрать (забирать шарик из одной руки в другую  двумя  одноимёнными  пальцами, пока он не окажется между большим и мизинцем).

 

    Упражнение с мелким шариком " Птичка"

Птичка веток набрала (руки вытянуть вперёд, пальцами  вибрировать)

Птичка гнёздышко свила ( ладони сомкнуть, пальцы округлить в  "гнездо")

И снесла яичко, умница-птичка (взять шарик с блюдца из положения "гнездо", разъединяя ладони между мизинцами)

Ты яичко покатай, но из рук не выпускай( катание между ладонями)

А теперь его возьми ( взять шарик указательным и большим пальцем правой или левой руки)

И по пальчикам стучи:

Тук-тук,тук да тук! Тук-тук,тук да тук!(выстукивать ритм: ll-lll, ll - lll  со сменой руки).

    Упражнение с пробками  "Горка"

Я на горку иду, самокат с собой везу. ( медленно "шагать"двумя пальцами с пробками от себя,  "на горку"и медленно проговаривать слова) 

Эй, с дороги, берегись!

Понесусь я с горки вниз. (быстро "шагать" двумя пальцами с пробками к  себе "с горки"  и быстро проговаривать слова).

 

    Упражнение  с верёвкой   "Узелки"

Я верёвочку кручу, узелки считать хочу ( протягивать верёвочку с узлами,  зажатую в одной руке)

1,2,3,4,5! ( протягивать с резкой остановкой на каждом узелке)

Можно снова начинать! (покачивание верёвочкой из стороны в сторону)

Далее выполняется то же другой рукой.

При усложнении  выполняется с  проговариванием  на каждом узелке слов по заданию (называть на каждом узелке слово-предмет, слово-признак, слово-действие и другие). При последующем усложнении  упражнение выполняется с длинной верёвкой в большом кругу с другими  вариантами заданий (назвать своё имя, назвать предмет мебели, назвать дикое животное т.д.).

      Отметим ещё одну особенность  использования этих упражнений; одно и тоже   упражнение мы можем использовать в 3-х вариантах:

-  как самомассаж

- как пальчиковую игру

- как упражнение с предметами.

    Рассмотрим это на одном примере:

    Самомассаж  "Пельмешки"

- Не циркач я, не артист,  сам себе я массажист! 

Руки помыли, (имитация,  руки перед собой)

Тесто замесили  ( круговые движения подушечками 4-х пальцев по щекам)

Будем без спешки ( поочерёдное поглаживание лба подушечками 4-х пальцев каждой рукой от середины)

 Стряпать пельмешки (одновременное  надавливание руками  на ушные раковины)

Слышишь, баба? (поглаживание плеч скрещенными руками)

Слышишь, дед? (постукивание руками по плечам со сменой положения  скрещенных рук)

Приходите на обед! (постукивание по бёдрам с наклоном вперёд).

 

     Пальчиковая игра с хлопками "Пельмешки"

Руки помыли, ( имитация )

Тесто замесили (сжимать и разжимать пальцы обеих рук, делая надавливающие движения)

Будем без спешки  стряпать пельмешки (хлопки перед собой со сменой положения рук вверх-вниз)

Слышишь, баба? (хлопки справа)

Слышишь, дед?  (хлопки  слева)

Приходите на обед! (хлопки перед собой).

 

     Упражнение с палочками "Пельмешки"

 Руки помыли,  (перекатывать палочки в ладонях)

Тесто замесили ( катать палочки по столу)

Будем без спешки  стряпать пельмешки (стучать поочерёдно правой и левой палочкой по столу)

Слышишь, баба?  (стучать палочкой о палочку)

Слышишь, дед?  (стучать одновременно двумя палочками)

Приходите на обед!  (стучать палочками одновременно в горизонтальном положении).

Упражнения для мальчиков и для девочек.

     Упражнение  с  эспандером "Силач"  ( для мальчиков)

В  руки  я  возьму  кольцо  ( взять  двумя руками)

Буду сильным молодцом  (растягивать и отпускать)

Буду младших защищать ( сжимать  и отпускать правой рукой)

Буду старшим помогать ( сжимать  и отпускать левой рукой)

Пополам его согну  ( согнуть пополам двумя руками)

И восьмёркой заверну ( свернуть восьмеркой двумя руками).

 

    Упражнение с мягкой проволокой "Рукодельницы" ( для девочек)

Иголку с  ниткой я возьму, вышивать сейчас начну ( взять проволоку за конец одной рукой, а другой проскользить вдоль проволоки)

Ты, иголочка,  спеши, чудо-чудное верши (протягивать проволоку под пальцами сверху-снизу через один)

Вышивали целый час, (скрутить свободные концы проволоки и придерживать их)

Вот какой букет у нас! (поворачивать руку  "с вышивкой" перед собой ладонью вверх-вниз).

 

   Упражнение  с ниткой и  чтением слогов  "ФОКУСЫ"

А сейчас мы вам покажем... ( накрыть  рукой нить, связанную в круг)

Ы - СЫ - УСЫ - КУСЫ - ОКУСЫ - ФОКУСЫ! ( при чтении каждой открывшейся части слова  вытягивать часть нити из-под руки, на слове "фокусы" нить надевается на большие пальцы и мизинцы обеих рук )

Один,  (указательный палец правой руки проходит под нить на середине ладони другой руки)

Два, ( указательный палец левой руки проходит под нить на середине ладони другой руки)

Три! (отпустить нить с обоих больших пальцев)

Звёздочка, гори! (большим пальцем правой руки зацепить нижнюю нить и вытянуть её вверх, получится изображение звезды)

    Эти упражнения способствуют  эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников. Занятия с их использованием становятся увлекательными  и наиболее продуктивными. 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"